Конечно мифы, которые сформировались в первобытном обществе, кардинально отличаются от более цивилизованных и более молодых мифов. Это обусловлено тем, что именно в то время большинство людей воспевало и поклонялось силам природы, которые не имели строгой иерархии, точно так же, как человечество. Полностью отсутствовало использование чужого труда – конечно, этого нельзя заметить и в первобытных мифах. Но при этом производительность была очень низкая и поэтому люди постоянно вынуждены были трудиться. Это является чертами и самых ранних мифов, в которых герои постоянно что-то делают, а самые главные из них дарят человечеству то, при помощи чего они могут трудиться.
Самое главное в этих мифах – одушевленное представление обо всех силах природы первобытные, да и просто малоразвитые цивилизации объясняли разумом все, что не могли понять. Это нашло свое отражение и в ранних мифах Китая – там все главные герои и боги являются либо людьми, либо отражением сил природы.
Главным образом в этих мифах воспевали не так уж много героев. Одним из них был Пань-гу, благодаря которому была разделена земля с небом. Нюй-вай – это героиня которая смогла после чудовищной катастрофы заново придать небу нормальный вид. Она же посчиталась как мать всех людей. Большинство героев приносили человечеству что0либо, с помощью чего улучшалась жизнь. Это и скот, и земледелие, и знание растений и так далее. Большим почитанием пользовались такие идеалы героев, которые были похожи на идеалы человека – не сильные воины, а разумные существа, которые при помощи своего разума и упорного труда смогли принести пользу человечеству, и поэтому стали легендарными. Такие мифы становятся путем для всех остальных людей для попыток стать подобными, что приводит к стремлению к идеалу.
Стоит также заметить, что все воспеваемые герои, которые находятся еще в самых древних мифах, не были богами. Они становились чем-то подобным богам – то есть соединенными людьми и духами.