Мифология, равно как и религия в Китае это не просто комплекс идей, это мозаика верований, пересеченных с обрядами и ритуалами, появлением коих уникальная культура обязана трем учениям. История религии и мифологии Китая включает в себя как даосизм, так и буддизм и конфуцианство, преобразованные через синкретизм народных культов, имеющих куда более древнее происхождение. «Три учения» стали основой появления современной китайской культуры.
Древнейшие
Мифологические представления в Китае зародились крайне рано – самые простейшие попытки обращаться к духам и богам да и вера в оных появилась еще тысячелетия назад. Доказательством тому являются надписи на гадательных костях. Культовые и бытовые предметы на удивление совпадают друг с другом, являя нам удивительные по стройности представления древних о разделении земли и неба, о двух частях души, и о делении пространства по четырем сторонам света. Тогда же появились мифы про луну и лунный календарь – при этом до полного появления «трех учений» было еще далеко. Культ предков, что потом стал неотложной составляющей конфуцианств и был освящен одним из трех учений, на самом деле появился в четвертом тысячелетии до нашей эры. Примерно тогда же появилось представление об императоре, как о божественном существе.
Преобразование древности
Даже саамы аутентичные источники излагают мифы древнего Китая не так, как они были представлены в культуре древнего народа, а крайне фрагментарно, что не дает нормального восприятия вероучения и целостного эпоса. Кроме того, масштабность и глубина воззрений сильно зависят от времени записи, потому что конфуцианство и даосизм, появившись на территории древнего государства, сильно преобразовали его структуру, и унифицировали представление. Стройные логические теории учения были необходимы для совершенствования государства, что в тот момент просто обязано было стать целостным, но это же уменьшило невероятную роскошь культуры древности. В старину на территории будущей китайской империи существовали многие религиозные течения, что потом переродились в рамках сначала конфуцианства, а потом и даосских представлений о реальности.
Позднеханьские времена дополнили мозаику представлений буддистский компонент, что привел к беллетризации, и положил начало новому подходу к записи древних мифов, создав уже те истории, что дошли до нас.