В буддийской мифологии Майтрея (т.е. связанный с дружбой) означает Будду грядущего, который должен появиться в конце данного буддистского века.
Культ Майтреи получил широкое распространение в тибетском буддизме. Как свидетельствует одно из преданий, Асанга (VI в.), который был ученым, мудрецом и основателем школы йогачара, стал преемником самого Майтреи. Его учение исходит из того, что все сущее - это «только сознание». Асанга, который стремился к достижению духовного озарения, предавался медитации, надеясь призвать Майтрею. Ему не удавалось достичь этого в течение многих лет. Однажды, покинув свою пещеру, аскет Асанга увидел пса, в ране которого кишели черви. Асанга очистил рану от червей и, жалея пса, предоставил им для еды свое тело.
Но тут произошло чудо: собака превратилась в Майтрею, который сказал Асанге, что его сострадание является достижением духовного озарения, к которому так давно стремился аскет. В учении буддизма считается, что местом пребывания Майтреи является небо тушита. Здесь он ждет свое время вступления в мир людей в качестве Будды. Как только длительность жизни людей достигнет 84 000 лет, родится Будда, и весь мир будет подвластен этому справедливому буддийскому правителю. Культ Майтреи получил широкое распространение в странах Центральной Азии, в Тибете и Гималаях. В честь Майтреи сооружено много статуй. Обычно Майтрею изображали на троне, сидящим «на европейский лад». На статуях он золотого цвета, а рядом с ним находятся колесо дхармы, ступа и ваза.